Ницца живет своей типичной жизнью курортного города. Толпы туристов перемещаются с пляжа на обед и обратно. Местные жители стараются хотя бы немного поработать в атмосфере к этому совсем не располагающей. Каждый день в город приезжают и из него уезжают десятки тысяч гостей. Лежа на пляже, за 10 минут можно насчитать не менее 10 самолетов, которые садятся в аэропорту Cote D'Azur. Город переполнен машинами, автобусами, мотоциклами и скутерами. Видимо, такая высокая транспортная нагрузка и породила идею строительства в Ницце метро, вида транспорта абсолютно не свойственного курортным городам.
Трамвай раздора
Сторонники строительства метро в Ницце стараются называть его нейтрально трамваем. Однако наземный трамвай, первая линия которого проходит от центра города на север, давно уже существует и является одним из символов столицы Лазурного берега. Комфортабельные, бесшумные машины будущего каждый день перевозят десятки тысяч пассажиров.
Несколько лет назад власти города предложили серьезно расширить транспортную инфраструктуру. Существуют различные проекты. Больше всего споров вызывает линия, которая пройдет от площади Массена (Place Masséna) (центральной площади города, где она будет соединена с первой уже существующей веткой) до аэропорта Cote D'Azur. Все бы хорошо, если бы не два "но". Первое – по проекту трамвай будет подземным, и если быть до конца честными, то называть его все-таки более правильно метро, либо подземный трамвай, если так больше нравится властям города.
Второе и более важное "но" - линия пройдет через центр города, по жилым кварталам. Первым пострадает сердце буржуазной Ниццы - бульвар Виктора Гюго. Местное население, прямо скажем, не в восторге: "Я живу на этом бульваре больше 30 лет, мне очень нравится мой дом, район, респектабельные соседи, здесь нет эмигрантов и не так много туристов. Если у меня под окном начнут строить метро, я не выживу здесь, мне придется переехать", - говорит 78-летняя мадам Бернар, жительница бульвара Виктора Гюго.
Действительно, строительство метро серьезно изменит жизнь сразу нескольких популярных у покупателей недвижимости районов. Прежде всего, это бульвар Виктора Гюго и проспект Калифорнии. Именно в Калифорнии, который популярен и у русских покупателей, строительство метро может стать не самым лучшим развитием событий. Так, ранее в Ницце была построена скоростная магистраль, которая отделяет центр города от новых районов и соединяет аэропорт и въезд в Ниццу с выездом на магистраль А8 (в направлении Монако) и отдаленными городскими районами. Именно большинство домов на проспекте Калифорнии поплатилось за эту стройку видами из окон. Теперь здесь проходит скоростная магистраль, согласитесь, не самое лучшее соседство.
Есть и другие мнения на этот счет. "Возможно, во время стройки цены на недвижимость в районах строительства упадут, многие французы не захотят терпеть неудобств и переедут в более тихие места. Именно тогда и наступит время инвесторов — нужно будет покупать самое лучшее. После окончания строительства стоимость квадратного метра обязательно увеличится. У вас будет все тоже самое: расположение, красивая архитектура, хороший район, но появится еще одно сильное преимущество — транспорт, который довезет до центра города и до аэропорта. Кроме того, метро сможет снизить наземную транспортную загрузку", — говорит представитель одного из агентств недвижимости Ниццы.
В поддержку развития новых линий метро высказываются и экологи, по их мнению, это позволит сократить количество автобусов и машин.
Против
Противники строительства приводят свои аргументы: "Зачем в Ницце метро? У кого-то есть проблемы с тем, как добраться до аэропорта или до Ла-Трините? Ходят автобусы, такси стоит €20-30. Зачем вкладывать столько денег в никому не нужную инфраструктуру? Зачем ради сомнительного блага туристов заставлять страдать исконное население города? Да, Ницца – туристический город, но местное население тоже имеет право на спокойную жизнь. Лучше сконцентрироваться на развитии трамвая в новых районах города", - эмоционально высказывается журналист местной газеты Пьер Бизу.
И в этой позиции есть доля правды. Ницца не такой большой город, добраться до аэропорта не так трудно. Но, в тоже время, появление прямых сообщений между центром и аэропортом, западными районами и стадионом Шарля Эрманна (Charles Ehrmann) послужит на благо города.
Эксперты уверены, что вопрос строительства метро в любом случае является сильным аргументом на выборах. Уже сегодня вокруг проекта разгорелись жаркие споры. Действующий мэр города Кристиан Эстроси предлагает упростить проект и сократить его стоимость до €380 млн. А его оппонент Патрик Альманд (Patrick Allemand) считает, что метро нужно строить "по полной программе", то есть за €650 млн и более. По этому проекту метро должно пройти через весь город с востока на запад. В мае 2013 года Альманд даже предлагал провести референдум, который должен был решить - строить метро или нет. Пока референдум не состоялся.
В любом случае вопрос о метро в Ницце является интересным для всех, кто уже обзавелся недвижимостью на Лазурном берегу или планирует это сделать. Большинство экспертов считают, что городу все-таки предстоит окунуться в большую стройку, вопрос только в ее масштабе. Портал ее24.ru будет следить за развитием событий.
Текст: Константин Грейп, ее24.ru
Фото: tramway.nice.fr